Впрочем, еще в «докуновский» период Эрнест Нагель в своей обстоятельной «Структуре науки» совершенно справедливо указывал, что вопрос о том, редуцируема ли одна теория к другой, не может быть решен на абстрактном уровне, без учета содержательного состояния этих теорий. Работающий физик вряд ли серьезно отнесется к заявлению, что современная ядерная физика может быть сведена к некоторому варианту классической механики, даже если подобное заявление может быть сопровождено формальной дедукцией законов ядерной физики из абстрактных допущений «чистой» механики. Для действительного же проведения подобной редукции требуются адекватные эмпирические свидетельства, в т.ч. эвристические достижения, естественно ожидаемые от более общей дисциплины. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что дисциплины развиваются, постоянно изменяются. Если допустимо считать, что часть химии XIX в. может быть сведена к физике, созданной после 1925 г., то она не может быть сведена к той физике, которая была ее современницей2. Таким образом, любые заявления о возможности свести одну теорию к другой требуют не использования каких-то априорных редуцирующих схем, а детального и содержательного рассмотрения.
Для иллюстрации дальнейшего изучения проблемы интертеоретических взаимоотношений укажем еще на некоторые работы в этой области. Если вернуться к описанному выше вопросу о предельном переходе теорий, то здесь следует прежде всего отметить исследование М. Бунге, которое освещает подлинное состояние неисследованности и обширности темы асимптотической сводимости теорий: «прекрасные редукционные диаграммы, которые можно встретить в научной и метанаучной литературе, в значительной степени обманчивы и вводят в заблуждение, поскольку они никем не анализировались»1. Н. Бунге вводит ряд иных интертеоретических отношений, как формальных, так и неформальных. К формальным, например, относятся такие, как изоморфизм, включение теорий, к неформальным — различные семантические (например, одна теория предполагает другую) и прагматические (эвристические, методологические). Общая задача построения адекватной концепции межтеоретических взаимоотношений была вполне прозрачно сформулирована К. Дилвор-том: концепция интертеоретических отношений должна описывать и объяснять как ситуации конфликта сменяющих друг друга теорий, так и суть прогресса, заключающегося в переходе от одной теории к другой. Причем сам К. Дилворт показывает, что пресловутое переключение гештальта — не такое уж безнадежное положение дел. Из этой метафоры тоже можно извлечь позитивное содержание. Дилворт предлагает на основе систематического развертывания этой аналогии т.н. гештальт-модель, которая позволяет совместить как конфликтность, так и прогрессивность в отношениях между сменяющими друг друга теориями2.