Научное сообщество

Научное сообществоСвоеобразное открытие историко-социологической плоскости науч­ного познания философией науки было инициировано публикацией в 1962 г. ныне знаменитой книги «Структура научных революций». Ее ав­тор — американский физик и историк науки Томас Кун. Конечно, Т. Кун не являлся абсолютным новатором в подобном подходе к науке. Пример­но в эти годы (и даже несколько раньше) в этой же плоскости научную деятельность рассматривали М. Полани, С. Тулмин, Дж. Холтон. Кроме того, длительная и богатая традиция изучения науки в историческом ракурсе уже существовала к тому времени во Франции (Л. Брюнсвиг, Г. Башляр, Ж. Кангийем и др.)’. Однако получилось так, что именно работа Т. Куна смогла вызвать широкий интерес и решительно сместить акценты в анализе научного познания. Можно даже сказать, что эта книга, посвященная проблеме революций в науке, сама произвела подобную революцию в философии и методологии науки.

Одним из опорных понятий концепции Т. Куна является понятие «науч­ное сообщество». Выход Т. Куна за рамки узкологического подхода к проб­леме научного познания был связан с оригинальным решением им принци­пиального вопроса, о том, что мы должны понимать под понятием «субъект научного познания»? Концептуальные ориентиры, доставшиеся в наследство от неопозитивистской программы, нацеливали философов на процедуры анализа логического каркаса научного познания. С этих пози­ций субъектом научной деятельности являлся некий абстрактный интел­лект как носитель и исполнитель логико-методологических процедур, как бы некая внеисторическая логическая машина. Т. Кун же исходит из того, что подлинным субъектом научного познания является научное сообщество. Сообщества ученых — это первичные структуры, которые выступают, по словам Т. Куна, как «зодчие и основатели научного знания».

Мы уже неоднократно употребляли термин «научное сообщество» в предыдущем изложении, предполагая его интуитивную понятность. Кун, используя это понятие, акцентирует внимание на некоторых существен­ных моментах. Он указывает на то, что науку «делают» группы получив­ших сходное образование и обладающих сходными профессиональными навыками специалистов. Это означает, что, грубо говоря, ученым стано­вятся не в результате прочтения некоторого количества учебников, а непо­средственно обучаясь научной практике под руководством более опыт­ных ученых и непосредственно участвуя в научных разработках какой-то группы специалистов. Это очень важный пункт. Т. Кун привлекает наше внимание к особому плану научного знания. Помимо логической плоскости знания, существу­ет и плоскость деятельностная, оперативная. Например, если нам дан какой-то научный закон (скажем, физический закон сохранения импуль­са), то мы можем:

1)  в логическом плане — вывести из него частные следствия, т.е. полу­чить из него другие теоретические утверждения;

2)  в деятельностном плане — применить его к определенным лаборатор­ным ситуациям (экспериментам, разработке моделей) и вообще к ре­шению различных конкретных физических задач.

Как справедливо указывает Т. Кун, что такое энергия, импульс, уско­рение и т.п., ученый по-настоящему узнает только в контексте научно-практического применения этих понятий к решению различных задач. (Поэтому, например, одно дело — прочесть главу из учебника, и совсем другое — суметь решить задачи в конце этой главы.)

Обсуждение закрыто.