Какой вывод следует сделать из примеров, подобно этому показывающих, что решение о принятии той или иной точки зрения принимается постепенно, часто на фоне весьма длительных обсуждений? Это означает лишь, что понимание процесса принятия теории научным сообществом выходит за рамки узкологического подхода к этой теме. Здесь имеется в виду следующее. Согласно логическому пониманию принятие научной теории следовало бы считать чем-то подобным доказательству теоремы. Ведь с того момента, как математиком доказана теорема, она объективно становится научным достижением, нравится ли это другим ученым или нет. Самое большее, что они могут попытаться сделать, это проверить доказательство на предмет наличия в нем ошибок. Разумеется, и в математике бывают серьезные расхождения относительно того или иного положения (например, в свое время острые разногласия вызывали т.н. аксиома выбора и основанные на ней доказательства). Но в целом эффективность математического мышления настолько высока, что представители одной и той же предметной области в математике очень быстро обнаруживают ошибки в доказательстве, если они там были, и наоборот, очень быстро соглашаются с новой теоремой, т.к. их принуждает к этому с логической необходимостью само доказательство. Конечно, кажется привлекательным взять математику за образец решения проблем и в остальных науках.
Однако этот идеал не срабатывает для естественно-научных и гуманитарных теорий, т.к. там не существует однозначных доказательств, подобных математическим. Более того, нередки и такие ситуации, когда теория (или поддерживающая ее научно-исследовательская программа) еще не справилась с рядом серьезных трудностей, но уже оказывается общепринятой. В этом случае она как бы принимается в кредит в виде аванса, который ей еще предстоит отработать. Пример подобного рода, касающийся затруднений, связанных с ньютоновской программой. Итак, принятие теории сообществом и ее подтверждение (в логическом смысле) — это различные моменты. Как же следует рассматривать процесс принятия теории научным сообществом? Данный процесс, безусловно, включает в себя использование логико-аргументационных процедур, однако в целом он выходит за рамки сугубо логического ракурса, или, иными словами, в общем случае процесс принятия теории не может быть измерен только логическими средствами.