Тезис Дюгема—Куайна

Тезис Дюгема—КуайнаИтак, теория проверяется не как сумма изолированных, а как система взаимосвязанных утверждений. Это одна из формулировок т.н. тезиса Дюгема—Куайна. В нем отражено понимание сложности сопоставления теории и эмпирических данных. Важным следствием этого тезиса как раз и является положение о том, что в общем случае мы не располагаем эффективной процедурой отделения оши­бочных утверждений от истинных. Однако это положение оставляет широ­кий простор для различных толкований. Сам П. Дюгем, видимо, склонялсяк тому, что у исследователя всегда имеется определенный спектр альтерна­тив: при конфликте теории и опыта исследователь может вводить некоторые дополнительные гипотезы для спасения теории, а может отбрасывать ее всю и строить новую; тем не менее в этом поле альтернатив общий ход научного познания демонстрирует свою целеустремленность, обнаруживает проница­тельность в выборе возможных путей развития. Более пессимистичная интерпретация тезиса утверждает, что вообще ситуация с проверкой и опровержением теоретической системы является неопределенной: при желании приверженец той или иной теории может сколь угодно долго защищать ее от опровержения, манипулируя вспомо­гательными гипотезами и частичными исправлениями исходной системы. Такая интерпретация делает тезис Дюгема—Куайна оплотом иррациона-листической трактовки научного познания.

Тезис Дюгема—Куайна следует воспринимать в контексте той об­становки, в которой он был использован. В свое время он сыграл важ­ную роль в борьбе с неопозитивизмом. Его полемический пафос состоял в отрицании универсальных процедур, позволяющих нам судить о пра­вильности утверждений теории на основании нейтрального опыта. Од­нако, как мы видим, он создал и опасность для противоположных край­них выводов: для утверждений о невозможности опровергнуть теорию опытом и об отсутствии средств для рационального выбора между аль­тернативными теориями вообще. Можно ли что-то противопоставить этому вызову? Противники тех далеко идущих иррационалистических следствий, ко­торые можно вывести из тезиса Дюгема—Куайна, справедливо замечают, что он имеет слишком общий характер, не учитывающий многообразия конкретных познавательных ситуаций. На самом деле тезис совместим и с более умеренными толкованиями, которые, вероятно, находятся ближе к реалиям науки, чем явно иррационалистические интерпретации. Так, практика научного поиска показывает, что при столкновении теории с эмпирическими контрпримерами ученый руководствуется некоторой эвристической стратегией. Он не начинает сразу с радикального пересмот­ра наиболее фундаментальных положений теории, и наоборот, не прибега­ет тут же к догматической и бездумной защите теории от посягательств (вплоть до полного игнорирования опытных данных или использования сомнительных и тенденциозных вспомогательных гипотез). Практика уче­ного достаточно разумна. Как правило, исследователь, во-первых, при­стально изучает сами полученные фактические данные, не спеша сразу же модифицировать теорию; во-вторых, он пытается найти источник противо­речия в ее наиболее частных, наиболее конкретных следствиях, стоящих ближе всего к области эмпирических приложений теории. Часто это помо­гает ученому локализовать ошибочные утверждения теории.

Обсуждение закрыто.