Тезис Дюгема—Куайна

Тезис Дюгема—КуайнаК. Поппер, критикуя иррационалистическую трактовку тезиса Дюгема—Куайна, отмечает, что от ученого хотя и требуется иной раз немалая изобре­тательность, чтобы определить, какая часть теоретической системы подле­жит коррекции, в целом нет причин для отрицания здесь разумных процедур вообще. Ведь существуют случаи, когда вполне возможно обнаружить, какая именно гипотеза или группа гипотез были необходимы для выведения опро­вергнутого утверждения; и то, что такие зависимости могут быть установле­ны, обосновывается, как справедливо указывает К. Поппер, возможностью доказательств независимости в формализованных аксиоматизированных системах (т.е. наличием логических приемов, позволяющих определить, какие исходные положения теории не могут быть выведены из других)1. Итак, тезис Дюгема—Куайна дает почву для весьма расходящихся тол­кований. Но как бы то ни было, не подлежит сомнению тот момент, что в общем случае эмпирическая проверка теории не сводится к однозначным и простым процедурам, а требует серьезных концептуальных усилий. Отсутствие легких способов опровержения научной теории из-за ее

системного характера предоставляет определенные логические основа­ния для создания «защитного пояса» у теории (или научно-исследовательской программы), о котором говорилось в § 3.5. В итоге, как показы­вает ход научного познания, проверка научным сообществом той или иной теории и выбор между альтернативными теориями нередко оказыва­ется сложным процессом и может затягиваться на весьма длительное вре­мя. Только в динамике, в процессе роста научного знания, оценивая то, как та или иная теория утрачивает контроль над эмпирическим материа­лом и обрастает внутренними проблемами или же, наоборот, прогрессив­но набирает силу, научное сообщество постепенно приходит к решению относительно ее приемлемости.

Обсуждение закрыто.