— Вторая важная идея, интенсивно развиваемая К. Поппером, — идея направленности научного познания. Наука, по К. Попперу, — это не просто динамика теорий, а динамика направленная, поступательная; К. Поп-пер пытается выразить ее в терминах роста правдоподобности теорий. Идея направленности приводит нас к понятию прогресса, занимающему важное место в дискуссиях последнего времени. Имре Лакатос. Подход Лакатоса представляет собой некоторую попытку синтеза позиций Т. Куна и К. Поппера. У И. Лакатоса мы видим попперовскую идею приоритета динамики. Картина науки, нарисованная им, — это картина развивающихся теоретических структур. Дать оценку научно-исследовательской программе мы можем только на основе ее динамических характеристик: наблюдая соотношение ее теоретического и эмпирического роста, мы оцениваем ее как прогрессивную или вырождающуюся. Таким образом, И. Лакатос признает идею прогресса науки и ищет средства его измерения. Учение о научно-исследовательских программах является своеобразным ответом Т. Куну. Ведь концепция Т. Куна оставляет пространство для произвола в отношении оценки и выбора альтернативных парадигм. И. Лакатос же, признавая куновский тезис о затрудненном взаимопонимании сторонников различных парадигм, утверждает, что тем не менее существует объективный критерий оценки конкурирующих теорий. Таким критерием является способность программ решать проблемы и эффективно управлять эмпирическим материалом. Если одна из программ обгоняет другую, то для наблюдателя это объективность, а не результат его субъективных пристрастий. Кстати, важно заметить, что И. Лакатос — дескриптивист, как и Т. Кун. Хотя это многократно недопонималось: его обвиняли в том, что его методология не дает ученому возможности приложить ее к своей практике. Но Лакатос и не предлагал такой методологии; он не говорил о том, как должно поступать ученому, а лишь разрабатывал средство для рациональной оценки уже сложившихся исследовательских течений.