Проблема рациональности связанные с концепцией Куна

Проблема рациональности связанные с концепцией КунаТе представители научного сообщества, которые решаются принять и разрабатывать новую парадигму, во многом вынуждены принимать ее «авансом», в надежде на ее будущие успехи. Это тонкий момент в дина­мике научного познания. Как замечает Т. Кун, «что-то должно заставить по крайней мере нескольких ученых почувствовать, что новый путь избран правильно»1. Но в дальнейшем (в процессе укрепления новой теории, после одержания ею некоторых значительных побед) увеличивается число разумных аргументов в ее пользу. Постепенно нарастает число исследо­вателей, перешедших на новую точку зрения. Это означает, что в научном сообществе инициирован процесс принятия новой парадигмы. Историко-социологический поворот, начиная с работы Т. Куна, вызвал ряд новых проблем в философии науки. Обобщенно динамика научного познания в рамках концепции Куна выглядит как движение от парадигмы к парадигме. В этом продвиже­нии научное сообщество не представляет собой единого целого; во время смены парадигм одни группы ученых настроены более осторож­но и консервативно, другие — более решительно. Изменение парадигмальных конструкций, приносимое научной революцией, может вы­звать и действительно вызывает сопротивление многих представителей научного сообщества. Серьезная трудность, возникающая при попыт­ке осмыслить это явление, связана с тем, что научному познанию оди­наково присущи и в равной мере необходимы и консервативные, и. рево­люционные моменты. Причем в процессе столкновения старой и новой теорий, в общем, обе стороны действуют рационально.

Так, длительное сопротивление новой парадигме, примеры которого демонстрирует ре­альная история науки, на самом деле, по-видимому, не является чем-то иррациональным. Наоборот, повышенная вариабельность в своих мне­ниях означала бы для ученых склонность к слишком поспешным реформам и явилась бы угрозой самому научному познанию. Можно сказать, что ученые вообще по своей природе должны быть людьми не­сколько скептического склада характера. Поэтому нам кажется весьма

разумным, что большинство представителей научного сообщества не спе­шат с признанием новой теории. В то же время излишнее упорство ученых в своей правоте, неприятие нового — это другая реальная опасность. Но удивительно то, что научное сообщество в сложных процессах оценки кон­курирующих парадигм самокорректируется, каждый раз избегает обеих

крайностей и каждый раз его выбор оказывается действительно резонным.

Обсуждение закрыто.