Универсум межтеоретических взаи­моотношений

Универсум межтеоретических взаи­моотношенийДействительно, сообщество принимает новую парадигму с намерени­ем решить оказавшиеся неприступными задачи, объяснить плохо поддаю­щиеся пониманию явления. Поэтому новая теоретическая система всегда наследует хотя бы некоторое множество проблем старой, хотя и значи­тельно пересматривает их и дает им новую трактовку. Кроме того, восхо­дящая теория наследует ряд понятий старой (хотя и придает им уже другой смысл, обновляет их), сохраняет некоторые законы, а также более общие положения — принципы (скажем, законы сохранения, принципы симметрии). Часто какие-то элементы старой теории неуловимым обра­зом подготавливают новые концептуальные ориентиры. (Как, например, по словам Л. де Бройля, теория Гамильтона—Якоби как бы уже подготав­ливает переход от классической механики к волновой)

Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинников и А.П. Огурцов отмечают, что можно говорить о преемственности научных теорий на трех уровнях — на уровне математического аппарата, на уровне понятий и на уровне фактов. Ситуация с наследованием математического аппарата — наиболее про­зрачная (прежде всего здесь возможен предельный переход на уровне ма­тематического аппарата теорий). С понятиями и фактами дело обстоит сложнее (из-за изменения смысла, как минимум, некоторых понятий ста­рой системы в новой и из-за феномена теоретической нагруженности

фактов). Однако, как подчеркивают авторы, всегда сохраняется некото­рая базисная инвариантность смысла научных понятий в переходе между теориями, и всегда сохраняется некий инвариант в массиве фактуального содержания, не зависимый от существенно отличающихся толкований его в различных теориях2.

Сложность и богатство самого универсума межтеоретических взаи­моотношений не позволяют нам дать универсальное описание того, что именно и в каком виде сохраняется или изменяется при переходе от одной теории к другой. Достаточно вспомнить, что всякая научная теория не является замкнутым и формализуемым продуктом, но представляет собой сложное смысловое образование, уходящее корнями в принципиально неформализуемый содержательно-предпосылочный контекст. Вспомним и ту тривиальную истину, что ход научного познания непредсказуем. Что конкретно сохранится в будущей теории, мы никогда не можем знать за­ранее и в общем случае никогда не сможем указать, где следует ожидать выхода за рамки нынешних теорий или откуда грядет революция. Мы не можем ставить своей целью во что бы то ни стало сохранить какие-то достижения, ведь будущее обновление может отбросить представления, кажущиеся самыми незыблемыми.

Обсуждение закрыто.