В результате мы вынуждены рассматривать процесс принятия теории как многоплановый процесс, в котором происходит сложное столкновение альтернативных точек зрения и в котором приверженцы обеих концепций могут неопределенно долго защищаться от нападок и выстраивать защитные конструкции; логические основания для этого предоставляет, как говорилось выше, тезис Дюгема—Куайна. В таком столкновении понятие принятия теории приобретает динамический характер, выражающийся в процессах постепенного изменения численного соотношения сторонников конфликтующих концепций. Это означает, что понятие принятия теории мы вынуждены анализировать не только в логическом ракурсе, но в большей мере переносить акцент в своеобразную социологическую плоскость. Говорить о том, что теория является общепринятой, мы можем не тогда, когда располагаем неким логически неопровержимым подтверждением ее истинности, а лишь тогда, когда мы констатируем, что она действительно, стала преобладающей по числу членов профессионального научного сообщества, признающих ее. Таким образом, мы приходим к необходимости ввести в поле зрения социологический план анализа научного познания. Учитывая, что на процессы принятия научной теории огромное влияние оказывают исторически меняющиеся стандарты строгости, доказательности и вообще самой рациональности, следует принять во внимание важность также исторической плоскости рассмотрения научного познания. Эти плоскости и станут предметом следующего параграфа. Проверка и принятие теории — длительный и сложный процесс. Проверка теории включает как эмпирические, так и неэмпирические (межтеоретические, философские и др.) составляющие. Эмпирическая проверка, кроме того, существенно осложняется системным характером теории (тезис Дюгема—Куайна). В результате процесс принятия теории сообществом ученых не может быть описан в однозначных и универсальных логико-методологических терминах.