Вообще эмпирическая проверка утверждений научной теории принципиально соотнесена с полем межтеоретических взаимоотношений. Так, М. Бунге указывает, что научную теорию невозможно подвергнуть эмпирической проверке, не связывая ее с другими теориями: прежде всего такая проверка, какой бы близкой к опыту ни казалась данная теория, всегда
требует содействия добавочных теорий, входящих в общий замысел проверки, описывающих конструкцию экспериментальных установок и сам способ считывания данных с научных приборов.
Важную роль играют также различные неэмпирические проверки теории. Часто оказывается, что теорию не удается проверить непосредственно опытным путем, даже в сочетании со вспомогательными теориями. Но ее можно проверить с помощью другой теории, которая способна предложить какие-то способы частичной проверки.
Вообще же согласно М. Бунге можно выделить четыре ступени проверки научных систем:
1) метатеоретическую;
2) интертеоретическую;
3) философскую;
4) эмпирическую.
Первые три относятся к неэмпирическим, или концептуальными, способам, и в совокупности они способны дать ученому определенное
понимание того, насколько жизнеспособной и перспективной оказывается проверяемая им теория. Метатеоретическая проверка устанавливает, является ли теория внутренне непротиворечивой, выводимы ли из нее эмпирически проверяемые следствия; интертеоретическая проверка выявляет совместимость данной теории с рядом общепринятых теорий, с общим концептуальным контекстом данной предметной области; в ходе философской проверки теории исследуются ее общие метафизические достоинства, ее базисные понятия, принципы и предположения. Часто по разным причинам подобные неэмпирические проверки не проводятся в явном виде и в полном объеме (например, из-за сложности установления логической непротиворечивости). «Но, — делает важное заключение М. Бунге, — в целом существует приоритет неэмпирических проверок перед опытными, и теория, которая не смогла выдержать концептуальные испытания, не должна допускаться к эмпирической проверке».