Принцип консерватизма

Принцип консерватизмаСуществует и такой принцип, который можно условно назвать принци­пом консерватизма, охарактеризованный У. Куайном как требование пред­почитать минимум ревизии старой теории. «Полезность принципа для креа­тивного воображения немного парадоксальна: консерватизм выражает нашу лень, но он же и стратегия открытий. И именно он остается действующим,

когда иссякает воображение»,1 — пишет Куайн. Используются и более специальные принципы, отражающие содержа­тельные моменты той или иной научной области. Например, в физике это

описанный выше (§ 4.4) принцип соответствия, принцип инвариантно­сти, требующий, чтобы физическая теория строилась на отношениях, ин­вариантных относительно некоторой структуры (группы) преобразований, и другие ориентиры. Но проблема заключается не в том, что ученый должен знать пол­ный список подобных критериев для вынесения суждения по поводу той или иной теории (и этим была бы решена проблема принятия), а в том, как именно применяются критерии, что они реально означают для членов научного сообщества. Следует понимать, что выдвижение какого-либо списка критериев не представляет собой разрешения проблемы рацио­нальности.

Между нормативами, извне навязанными работающим уче­ным, и их действительной практикой обнаруживается некоторый раз­рыв. Он связан с тем, что любой список подобного рода принципов и критериев лишь описывает с некоторой степенью приближения то, что делают ученые, но оставляет значительное пространство для даль­нейших усилий понять, как реально действует научная рациональность. Верные соображения высказывает здесь Р. Миллер. Он отмечает, что любые списки критериев, вообще говоря, все похожи друг на друга и все правильны. Они могут рассматриваться как полезное предупреж­дение против односторонних формалистических подходов (которые, например, стремятся обесценить когнитивные ценности глубины и пло­дотворности выдвигаемой теории за счет ценности хорошей согласо­ванности с эмпирическими данными). Однако эти списки разочаровы­вают. Они не отражают реальной работы ученых по учету всех деталей конкретного выбора, который часто сопровождается проигрышем в одном измерении и выигрышем в другом. Но ведь как раз такие си­туации и обнаруживают сложность решения научных задач. Миллер указывает, что действительная работа ученых по оценке конкурирую­щих теорий тесно связана с самим сбором и накоплением данных, с гипотезопорождающей деятельностью, вплетена в актуальный процесс развертывания исследований. Соображения ученых специфичны относи­тельно их предмета и расцениваются как валидные только апостериорно. Поэтому не может быть какой-либо предметно-нейтральной (topic-neutral) концепции о подтверждении и обосновании научных теорий, инвариантной для различных областей и различных стадий науки1.

Обсуждение закрыто.