Научнаяреволюция — это процесс смены парадигм научной деятель­ности

Научнаяреволюция — это процесс смены парадигм научной деятель­ностиВ итоге спор защитников и противников новой парадигмы приобретает сложный, многоаспектный характер: обсуждение касается не только конкретных примеров преодоления трудностей одной и другой парадигмой, речь идет во многом о будущем самой предметной области — о том, в какую сторону она будет теперь развиваться. Кроме того, не следует представлять процесс смены парадигм упрощенно как явное, неопровержи­мо продемонстрированное превосходство новой теории над старой (когда, скажем, новая теория блестяще решает проблему, над которой длительно билась ее предшественница). В реальности все гораздо сложнее. Часто выдви­гаемая теория сталкивается с не меньшими (а то и с большими) трудностями, чем ее предшественница. Так, Т. Кун показывает, что в знаменитой копер-никовской революции теория Н. Коперника не была более точной, чем сис­тема Птолемея, не упрощала исходную ситуацию, т.к. порождала массу дополнительных проблем и, кроме того, не имела перевеса и в прикладных аспектах, поскольку не вела непосредственно к улучшению календаря.

Таким образом, обоснованный выбор между конкурентными точками зрения становится весьма затруднительным. Разумеется, каждая сторона в этом процессе столкновения теорий выдвигает аргументы в свою пользу. Однако ситуация в общем случае не поддается простому разрешению. Действительно, многообразие при­влекаемых аргументов самой различной природы только запутывает дело. Сторонники различных парадигм критикуют друг друга, не прихо­дя в полной мере к единому знаменателю, т.к. «каждая парадигма более или менее удовлетворяет критериям, которые она определяет сама, но не удовлетворяет некоторым критериям, определяемым ее противника-ми»1.  Итак, рассудить этот спор в  сугубо логико-методологической плоскости, пытаясь привести парадигмы к единому логическому зна­менателю, оказывается невозможным. И тем не менее процесс перехо­да к новой парадигме все-таки происходит. Ведущую роль здесь игра­ют представления научного сообщества о сравнительном потенциале обеих теорий. Прежде всего существенно то, что старая теория находит­ся в очевидном для многих кризисном состоянии, что она фактически исчерпала свои познавательные ресурсы. Новая же — несмотря на соб­ственные внутренние трудности — все же может выглядеть перспектив­нее. Движущей силой новой парадигмы является эвристический импульс, уверенность ее сторонников в способности разрешить роковые для ста­рой парадигмы проблемы.

Обсуждение закрыто.