Нормальная наука

Нормальная наукаТеперь мы подошли к интересному моменту в динамике научного по­знания. Установившаяся парадигма, или образец решения задач, оказыва­ет на ученых двоякое действие. С одной стороны, она демонстрирует им, как действительно следует решать задачи в их предметной области. Пред­лагая им примеры вполне успешной деятельности, она тем самым обеспе­чивает их гарантированно эффективным методом. С другой стороны, она же и ограничивает ученого в его видении своей предметной области. Как образец для подражания и усовершенствования парадигма производит класс в целом достаточно однотипных решений. Ученые, заранее ожидая, что применение парадигмы будет плодотворным, подходят к задачам сво­ей предметной области так, будто решение задачи сводится лишь к искус­ному применению некоего общего образца. Если сообщество располагает таким образцом, то от ученого требуется суметь использовать его в конк­ретных, порой весьма трудных случаях — как бы найти разгадку. Ведь вопросы, как конкретно применить парадигму в различных ситуациях, . как скомбинировать по-новому ее элементы, могут потребовать от учено­го значительных усилий, мастерства и остроумия. Т. Кун называет та­кой подход решением задач-головоломок. Действительно, существует некоторое сходство между научными задачами, представленными по­средством парадигмы, и задачами-головоломками (детскими состав­ными картинками, кроссвордами и т.п.). Парадигма как бы сама отби­рает и предлагает ученым такие проблемы, которые предполагаются заведомо разрешимыми. Но дело даже не в том, что применение пара­дигмы должно автоматически привести к успеху (на самом деле парадиг­ма может и не срабатывать), а в том, что парадигма, подобно условиям задач-головоломок, накладывает определенные ограничения на воз­можные решения и на «те шаги, посредством которых достигаются эти решения»1.

В итоге установившаяся парадигма придает научной деятельности достаточно своеобразные черты. Т. Кун называет период в динамике науч­ного познания, который характеризуется признанной, демонстрирующей высокую эффективность парадигмой, периодом нормальной науки. В это время ученые не ориентированы на какие-то крупные достижения, на по­лучение принципиально новых результатов. Их основная цель — дальней­шая разработка и совершенствование самой же общепринятой парадигмы. Исследования становятся все более утонченными, направленными на весьма специальные нюансы парадигмальной теории. Часто в этих исследо­ваниях вообще все параметры ожидаемого результата вполне известны, за исключением лишь некоторых деталей, «так что спектр ожиданий оказыва­ется лишь немного шире известной картины»1. Таким образом, научное познание в данный период свой динамики достаточно консервативно Принятая парадигма совершенствуется на обширном классе задач-головоломок, и результатом этого является обретение ею новых граней. Успехи парадигмального подхода накапливаются, ее предыдущие дости­жения служат основой для последующих достижений. Тем самым осу­ществляется постепенное поступательное продвижение парадигмы ко все новым и все более изощренным задачам-головоломкам. Накопление успехов и постоянное повышение эффективности парадигмы придают науч­ному познанию в этот период кумулятивный характер. Итак, научному познанию в период нормальной науки присущи черты кумулятивности и некоторого консерватизма.

Обсуждение закрыто.