Объединяющая модель развития научных теорий

Объединяющая модель развития научных теорийТеоретическую схему, прошедшую конструктивные процедуры кор­ректировки, можно назвать конструктивно обоснованной. Введение тео­ретической схемы с ее последующим конструктивным обоснованием — это главная процедура в генезисе теоретических знаний. Она использует­ся не только для разработки частных теоретических схем, но и для кон­струирования фундаментальной теории.

Деятельность по разработке и обоснованию теоретической схемы завер­шается созданием схемы специальной картины мира. Тем самым теорети­ческая схема получает онтологический статус; ее объектам приписываются черты самой реальности. При этом может оказаться, что полученная схема относительно легко совместима с исходной картиной мира. Но может воз­никнуть и более сложный и более интересный вариант, когда процесс вве­дения теоретической схемы переходит в последующий процесс перестройки картины мира. Ведь картины мира тоже модифицируются по мере развития науки, хотя и медленнее, чем теоретические схемы. Теперь перейдем к обобщенному взгляду на динамику становления теорий. Мы видели, что в сложном процессе генезиса и развития научной

теории задействованы все формы научного познания, которые рассматри­вались в главе 3 как единицы логико-методологического анализа. Можно описать их совместное участие в динамике теорий с помощью единой ин­тегрирующей модели, где (см. рис. 6).

НИП — научно-исследовательская программа

СКМ — специальная картина мира

Общим стимулирующим условием для теоретического продвижения вы­ступает исходная проблемная ситуация, которая должна быть осмыслена учеными как научная проблема. Она является результирующей сочетания как внешних факторов (общественные потребности), так и внутренних (собственные проблемы самой науки). Осознание недостаточности имею­щихся средств активизирует научный поиск. Усилия ученых по решению проблемы связаны с анализом фактов и выдвижением новых гипотез, при­званных эффективно продвинуть ход изысканий. Существенный прогресс в решении проблемы будет достигнут тогда, когда сформируется определен­ный комплекс плодотворных идей, который может стать «центром кристал­лизации» перспективной теоретической схемы. Итак в результате выдви­жения каких-то эвристически ценных гипотез и переноса теоретических структур (из теоретических схем других областей) в сложном процессе ана­лиза и взаимной корректировки общих (картина мира) и специальный (имею­щиеся частные схемы) теоретических знаний и эмпирического материала возникает тот или иной теоретический эскиз (теория 1), который можно на­звать начальным вариантом созревающей научной теории.

Обсуждение закрыто.