Конечно, сегодня мы лучше, чем во времена первого выступления Т. Куна представляем, как функционирует наука. Некоторые вопросы удалось существенно прояснить или предложить более-менее приемлемые подходы. Например, проблема появления образцов решения задач в структуре теории получает достаточно естественное разрешение в концепции генезиса теоретических схем B.C. Степина (§ 4.1). Так, согласно B.C. Степину формирование и включение образцов решения задач происходит в самом процессе ее становления. Ведь в ходе теоретического синтеза происходит
и редукция создаваемой фундаментальной схемы к частным схемам, в процессах конструктивного обоснования разрабатываемой схемы она непосредственно связывается с эмпирическими приложениями, т.е. учитывает особенности экспериментально-измерительных ситуаций. «Теория как бы хранит следы прошлой истории»1.
Ряд вопросов, вырастающих в рамках, куновской перспективы, будет рассмотрен в следующих трех параграфах. Это:
1) проблема смысловой соизмеримости сменяющих друг друга теорий (§4.4);
2) проблема рациональности процессов оценки и выбора теорий и самого хода научного продвижения (§ 4.5);
3) тема крупных и малых изменений в научном познании (§ 4.6).
Итак, выход к историко-социологическому измерению принес понимание того, что динамика научного познания проходит в реальном времени. Действительным субъектом научного познания является научное сообщество. Важное структурирующее воздействие на предметную область оказывает наличие тех или иных образцов эффективной деятельности — парадигм. Основные состояния научной области, по Т. Куну, — допарадигмальное (т.е. незрелое, начальное состояние), нормальная наука (период господства определенной парадигмы, характеризующийся кумулятивным продвижением и консервативным затишьем в предметной области) и межпарадигмальное, или научная революция (период смены парадигм). Процесс перехода от одной парадигмы к другой некумулятивен, т.к. в общем случае представляет собой качественное видоизменение общетеоретических, методологических и даже мировоззренческих установок. Это приводит к определенному затруднению взаимопонимания сторонников различных парадигм. Научная революция как смена парадигм связана со сложными явлениями интеллектуальной конкуренции сторонников различных точек зрения.