Науч­ная революция

Науч­ная революцияКонечно, сегодня мы лучше, чем во времена первого выступления Т. Куна представляем, как функционирует наука. Некоторые вопросы удалось су­щественно прояснить или предложить более-менее приемлемые подходы. Например, проблема появления образцов решения задач в структуре теории получает достаточно естественное разрешение в концепции гене­зиса теоретических схем B.C. Степина (§ 4.1). Так, согласно B.C. Степину формирование и включение образцов решения задач происходит в самом процессе ее становления. Ведь в ходе теоретического синтеза происходит

и редукция создаваемой фундаментальной схемы к частным схемам, в процессах конструктивного обоснования разрабатываемой схемы она непосредственно связывается с эмпирическими приложениями, т.е. учи­тывает особенности экспериментально-измерительных ситуаций. «Тео­рия как бы хранит следы прошлой истории»1.

Ряд вопросов, вырастающих в рамках, куновской перспективы, будет рассмотрен в следующих трех параграфах. Это:

1)  проблема смысловой соизмеримости сменяющих друг друга теорий (§4.4);

2)  проблема рациональности процессов оценки и выбора теорий и само­го хода научного продвижения (§ 4.5);

3)   тема крупных и малых изменений в научном познании (§ 4.6).
Итак, выход к историко-социологическому измерению принес понимание того, что динамика научного познания проходит в реальном времени. Действительным субъектом научного познания является научное сообщество. Важное структурирующее воздействие на пред­метную область оказывает наличие тех или иных образцов эффектив­ной деятельности — парадигм. Основные состояния научной области, по Т. Куну, — допарадигмальное (т.е. незрелое, начальное состояние), нормальная наука (период господства определенной парадигмы, ха­рактеризующийся кумулятивным продвижением и консервативным затишьем в предметной области) и межпарадигмальное, или научная революция (период смены парадигм). Процесс перехода от одной парадигмы к другой некумулятивен, т.к. в общем случае представляет со­бой качественное видоизменение общетеоретических, методологических и даже мировоззренческих установок. Это приводит к определенному затруднению взаимопонимания сторонников различных парадигм. Науч­ная революция как смена парадигм связана со сложными явлениями интеллектуальной конкуренции сторонников различных точек зрения.

Обсуждение закрыто.