Проблема рациональности научного познания

Проблема рациональности научного познанияСама постановка этого вопроса звучит как парадокс. Ведь научное по­знание, как это обычно считается, является образцом рационального мышления. Тем не менее с включением научного познания в многоплано­вые социально-исторические реалии было обнаружено, что научное позна­ние гораздо сложнее, чем это предполагалось с точки зрения каких-либо однозначных стандартов научного продвижения. Основной парадокс этой темы состоит в том, что:

1)  научная деятельность явно представляется рациональной; это настоль­ко очевидно, что признание ее иррациональной было бы контринтуи­тивным и даже абсурдным;

2)  поиск удовлетворительных средств для осмысления и выражения рационального характера науки пока не привел к решению, удовлет­воряющему всех.

Основная задача исследований, посвященных этой проблеме, может

быть обрисована как задача осмысления понятия рациональности во­обще и исследования того, в какой мере наука может быть понята как укладывающаяся в рационалистическую перспективу.

Проблема рациональности научного познания — это сейчас одна из наиболее актуальных проблем. При обсуждении этого вопроса мы вхо­дим в лабораторию современных науковедческих изысканий.

В 60-70-е гг. XX в., в период крушения неопозитивистской програм­мы, эпицентр обсуждения проблемы рациональности был обозначен дис­куссиями между представителями «большой четверки», которую состав­ляли Т. Кун — К. Поппер — И. Лакатос — П. Фейерабенд. В позднейшее время эта тема развивалась во многом на пересечении тех сюжетных линий, которые были заданы указанными авторами. Какие ориентиры наметила «большая четверка»?

Томас Кун. Под влиянием Т. Куна у исследователей науки сформировал­ся устойчивый интерес к тому, как действительно ведут себя ученые, а не как должны были бы себя вести с точки зрения навязываемых им норм. Изучение научного сообщества — вот плодотворный проект, выщвиннутый Т. Куном. Разработки Т. Куна стимулировали реформирование и значитель­ное развитие в последние десятилетия социологии науки как самостоятельно­го направления (§ 7.1). В более широкой перспективе социологический пово­рот связан со становлением дескриптивного подхода в теории науки — анализ научного познания сосредоточивается не на разработке норм научной деятельности, а на описании действительного поведения сообщества и вы­явлении тех ориентиров, на которые оно равняется в ходе научного познания.

Обсуждение закрыто.