Становление проблемы рациональности в философии науки

Становление проблемы рациональности в философии наукиНо наблюдение поведения ученых поднимает тему разногласий. Действи­тельно, если наука является рациональной деятельностью, то необходимо понять, на каких основаниях в ней периодически возникают разногласия и как они преодолеваются. Иными словами, это вопрос о конкретных механизмах как возникновения разногласий, так и достижения консен­суса в сообществе ученых. Надо признать, что здесь Т. Кун оставил нам больше проблем, чем приемлемых решений. Именно он акцентировал и обострил проблему несоизмеримости научных парадигм и затруд­ненной коммуникации групп ученых в период научной революции. Тем не менее он же задал и некоторое направление в анализе данного затруд­нения. Заслугой Т. Куна является то, что он указал на важность понятия ценности для исследований динамики науки. Т. Кун настаивает на том, что регулятивами научной деятельности, определяющими выбор среди конкурирующих теорий, являются не правила или критерии, а именно ценности. Примеры когнитивных ценностей — точность, непротиворе­чивость, область применения, простота. Деятельность ученых не является произвольной; но, регулируя в целом познавательные стратегии сообщества, ценности оставляют достаточный простор для вариаций: уче­ные, разделяя один и тот же набор когнитивных ценностей, могут значи­тельно расходиться в интерпретации этих ценностей и их применении к конкретным ситуациям. Кроме того, исторически изменяется как спо­соб реализации этих ценностей, так и их вес в общей ценностной струк­туре. Тем не менее, несмотря на то что ценности являются гибкой и вари­абельной системой управления, они существенно регулируют деятельность научного сообщества, накладывая весомые ограничения на принятие решений и задавая определенные эвристические указатели.

Таким образом, Т. Кун отвергает как сведение научной рациональнос­ти к сумме однозначных правил, так и другую крайность — признание иррационалистического характера науки. Предлагаемый им подход осно­вывается на идее мягкой регуляции научной деятельности. Как известно, К. Поппер был давним оппонентом неопози­тивистов (работа «Логика научного исследования», в которой были изложе­ны его основные идеи, была опубликована еще в 1935 г.). К сожалению, мно­гими критиками в его концепции науки было недопонято как раз главное положение, радикально отделяющее позицию К. Поппера от неопозитивист­ской платформы, — это решительное утверждение приоритета динамики над статикой. По мнению К. Поппера наука — это вообще не что иное, как «непрерывная революция», и тот, кто это не признает, не понимает самой сущности научного познания. Именно К. Поппер ввел в оборот сам термин «рост научного знания». Наука остается наукой до той поры, пока она про­должает расти, двигаться вперед. Рост научного знания сущностей для науки, и ее устойчивость подобна устойчивости движущегося велосипеда. «Я утверждаю, что непрерывный рост является существенным для рацио­нального и эмпирического характера научного знания, и если наука перестает расти, она теряет этот характер»,— заявляет К. Поппер

Обсуждение закрыто.